ОСОБЕННОСТИ ДЕТСКОЙ СТОМАТОЛОГИИ

Данная статья написана мной специально для родителей, как пособие для практического применения. Поэтому я здесь не буду рассматривать теоретические вопросы возникновения, распространения кариеса и его осложнений. Акцент на практических вариантах решений уже возникших проблем. К сожалению, с годами распространенность кариеса не снижается, несмотря на популяризацию средств гигиены и профилактики кариеса. Мои пациенты чрезвычайно помолодели. И уже не редкость 2-х летний пациент с 6-ю и более кариозными зубами.

Любая стоматологическая манипуляция у детей осложняется особенностями поведенческой реакции. И потому у неподготовленных или напуганных детей лечение зубов превращается в настоящую проблему. Даже не значительные по объему манипуляции затягиваются из-за бесконечных разговорных пауз. Ребенок устает, родители свирепеют. Удовольствия от общения нет. И потому говоря об особенностях детской стоматологии, начну с психоэмоционального статуса ребенка, как об основополагающем факторе успеха всего лечения.

1. Психоэмоциональный статус ребенка

В процессе взросления постоянно меняется способность ребенка воспринимать окружающую действительность и способы реагировать на нее. Медленно совершенствуются моторные функции, словарный запас, приспособляемость ребенка.

При составлении плана лечения приходится учитывать, что развитие происходит индивидуально для каждого малыша и не всегда психологический возраст соответствует календарному.

До 2 лет ребенок с доверием относится к людям, от которых он зависит. Его поведение формируется инстинктивными желаниями. Достаточное количество пищи формируют хорошее настроение. В этом возрасте ребенок не может правильно реагировать на происходящее во время лечения зубов. «Незаметное» для ребенка проведение анестезии невозможно.

2-ой год жизни. У ребенка в этот период физического, интеллектуального и духовного развития появляется удовлетворение от собственных успехов, он способен к самоконтролю и стремиться к самостоятельности. Так как словарный запас еще ограничен, страх он выражает громкими возгласами и мимикой. Двухлетние дети бояться неожиданных движений, резких звуков и незнакомых людей. Стоматологическое лечение, связанное с резкими звуками и необычными запахами, окидывающимся креслом и ярким светом, усиливает чувство страха. Для уверенности и чувства безопасности ребенок требует непременного присутствия родителей.

3-ий год жизни. Словарный запас трехлетнего ребенка позволяет вступать в контакт с врачом. Они начинают приспособляться к социальным и культурным требованиям, легче переносят отсутствие родителей в кабинете. Реакции ребенка зависят от прошлого своего опыта общения с незнакомыми людьми, полученного, например, в детском саду.

4-ый год жизни. Поведение детей становиться сложным непредсказуемым. С одной стороны они становятся более послушными, с другой, необъяснимые вспышки агрессии или упрямства. Ребенок с интересом слушает объяснения, но не всегда готов выполнить словесные требования, не может решиться начать лечить зубы, тянет время, задавая множество вопросов. В этот период у детей уменьшается страх перед незнакомым человеком и усиливается страх перед неизвестным и, как следствие громкий протест при возникновении неприятных ощущениях во время врачебных манипуляций, например при проведении анестезии.

5-ый год жизни. В конце раннего детства чувство страха у ребенка уменьшается. Он уже может обходиться в кабинете без родителей, поведение ребенка в кабинете обуславливает желание заслужить похвалу и чувство гордости за свою самостоятельность.

6-ой год жизни. С этого возраста на ребенка возлагается ответственность. От него требуют усвоение знаний. На самосознание шестилеток существенно влияют успехи и неудачи. Чувство неуверенности в себе может привести к потере самостоятельности и чувства достоинства, а при стрессовой ситуации может быть возвращение к поведению, характерному для раннего детства. Традиционный страх перед незнакомыми людьми и физической болью можно преодолеть с помощью целенаправленной подготовкой к лечению с родителями. Некоторым детям, как правило, тем, у кого был отрицательный опыт общения с врачами, требуется помощь детского психолога. Иногда для преодоления страхов у ребенка достаточны повторные встречи со стоматологом без проведения лечения для того, чтобы пациент просто привык к новому лицу и незнакомому антуражу, что говорится, поближе познакомились.

Возраст 7-12 лет. Ребенок становится менее зависимым от родителей, крепнут его связи со сверстниками. Он лучше понимает окружающий мир. Появляется чувство социальной ответственности и долга. В зависимости от обстоятельств может прятать чувство страха за бравадой или внешним спокойствием. Эта приспособляемость при соответствующем объяснении делает возможным применение анестезии.

2. Варианты реакций детей в стоматологическом кабинете

Готовность к сотрудничеству. Такие дети вступают в разговор с врачом, понимают необходимость лечебных мероприятий и выполняют все требования. Появляется возможность лечить зубы под анестезией.

Недостаточная способность к сотрудничеству. Эти дети, по разным причинам, не способны вступить в контакт с врачом и не понимают для чего они пришли к стоматологу. Лечение в данном случае следует проводить под наркозом.

Потенциальная неспособность к сотрудничеству. К этой группе я бы отнес детей 2-6 лет, а так же детей более старшего возраста, имевших печальный опыт общения со стоматологом или, наслушавшихся страшных рассказов о лечении зубов. Детей младшего возраста бесспорно лучше лечить под наркозом, старших, но напуганных можно традиционно, но с предварительной психологической подготовкой и, возможно, с медикаментозной подготовкой (седативной премедикацией).

Истерия или неконтролируемое состояние. Эта модель характеризуется криком, резкими движениями или другими проявлениями темперамента, ее часто наблюдают при применении анестезии. В таких случаях возбуждающе действует страх перед лечением, который усиливается людьми, находящимися в кабинете. Данное поведение является классическим для детей, научившихся управлять родителями и достигать желаемого с помощью истерик. Для решения задач немедленно, рекомендован наркоз. Если решение проблемы можно отсрочить, таким детям рекомендован детский психолог.

Отрицательное поведение. Пассивный ребенок, как правило, сидит в кресле, плотно сжав зубы, старается не смотреть в глаза врачу и игнорирует любую попытку общения. Типичными являются высказывания: «Я не буду лечить зубы!» или «Я не буду открывать рот!». Чаще это дети старшего возраста, таким образом, они защищаются от приказов родителей. Своеобразный протест против давления взрослых. В таких случаях для решения проблемы немедленно, рекомендован наркоз. Если клиническая ситуация позволяет отложить лечение то рекомендована консультация детского психолога.

Трусливое поведение. Следствием страха перед первым посещением стоматолога, прежде всего у детей младшего возраста, является тем, что они становятся робкими и трусливыми. Если позволяет время, то, как правило, с такими пациентами удается договориться. Если времени нет или ребенок слишком мал (2-5 лет) то для сохранения психики ребенка лучше пролечить ребенка под наркозом, чем силой преодолеть сопротивление.

Напряженность, но готовность к сотрудничеству. Эти дети крепко держаться за подлокотники кресла и внимательно следят за каждым движением врача и медсестры. Лечение принимается, но ребенок не дифференцирует болезненное от неприятного, и потому манипуляции часто сопровождаются криком. Часто, при наличии времени, удается добиться у пациента доверия. При других условиях рекомендовано лечить под наркозом.

Плаксивое поведение. Чаще всего это маленькие дети. Плачем выражается собственная беспомощность, страх перед неизвестным. Иногда он разрешает осмотреть его, но плакать не перестает. Работа отнимает много времени и сил, но не приносит удовлетворения ни одной из сторон, так как даже при достаточной анестезии ребенок жалуется на боль. Такой ситуации можно избежать, проведя лечение под наркозом.

Стоическое поведение. Такие дети пассивны, замкнуты, спокойно сидят в кресле и не препятствуют проведению лечения. Такое поведение не типично для детей и должно настораживать. Такое поведение может быть следствием наказания или жестокого обращения родителей перед походом к стоматологу. Ребенок может возненавидеть стоматолога как источника своих страданий, даже если в данный момент его ничего не беспокоит.

При возможности нужно отложить манипуляции и попытаться, разговорив, вернуть его к действительности. Если ребенок становиться адекватным раздражениям, то продолжить лечение. Если ребенок упрямо не хочет возвращаться из образа «жертвы» лучше отложить лечение, если позволяет клиническая ситуация, и провести сеанс психоанализа с родителями. В противном случае продолжить лечение ребенка с применением «успокаивающих» медикаментов.

Анатомические особенности временных (молочных) зубов и особенности их лечения

Временные или «молочные» зубы, несмотря на распространенное мнение тоже «корневые», то есть они очень похожи на постоянные зубы и у них тоже есть корни, а в корнях каналы, а в каналах нервы (сосудисто-нервный пучок). И нужны они маленькому человеку не менее чем взрослому его постоянные зубы. И при неправильном уходе болеют временные зубы так же как их постоянные собратья.

Некоторые отличия все же есть, и эти отличия приводят к тому, что при равных условиях с постоянным зубом разрушение зуба молочного протекает быстрее. А лечить его сложнее. И лечить его, несмотря на укоренившееся мнение, надо, так как нужен он не только для пережевывания пищи, но и для правильного формирования костей лица и физиологической смены зубов в положенный срок. Что формирует, в итоге, правильный прикус. Правильный прикус обуславливает здоровье постоянных зубов. Здоровые, ровные, красивые зубы помогают быстрой социальной адаптации человека.

Из-за особенностей строения молочного зуба кариозный процесс протекает быстро с проскакиванием некоторых стадий течения болезни. Вроде только заметили, и даже не болит еще, а нерв (пульпа) уже инфицирован, а значит, его нужно удалять и пломбировать канал. А проделать в полном объеме это можно только у однокорневых зубов и только после закрытия верхушки корня.

В большинстве случаев лечение такого зуба происходит в три и более посещений. В первое посещение доктор под анестезией раскроет зуб и положит девитализирующее лекарство для прекращения всех обменных процессов в зубе. Во второе посещение через неделю, без анестезии, удаляется коронковая пульпа и на устья корневых каналов уложит лекарство способное вызвать мумификацию корневой пульпы. И лишь в третье посещение (еще через одну неделю) зуб будет окончательно запломбирован. И это только с одним зубом. А если таких зубов 6 – 10 (что далеко не редкость), значит это 18 — 30 посещений! А ведь стоматолог не всегда находится рядом и не каждый ребенок сможет выдержать такое, даже при условии идеальных отношений с врачом.

Как быть?

Наркоз — это обычная практика во всем мире и она не стоит на месте. Постоянно совершенствуется анестезиологическая помощь. Ушли в прошлое препараты для наркоза, от которых человек в течение суток и более приходил в норму. Современные препараты позволяют ребенку на руках у матери спокойно уснуть, проспать лечение всех, я подчеркиваю всех, больных зубов и через 15 минут после лечения самостоятельно уйти домой. Уйти с вылеченными зубами, без неприятных воспоминаний и не травмированной психикой. Мой опыт показывает, что со временем такие дети ходят к стоматологу ну если и не с удовольствием, то уж точно без лишнего трепета. Что позволяет им сохранять на долгие годы естественную красоту и здоровье своих зубов.

Нравится? Поделитесь!

Оставить комментарий